Здравствуйте уважаемый читатель, если прочитали первое предложение значит что-то заинтересовало Вас на моей странице. Чтобы лучше понимать мои мысли и всё, что далее будет предлагаться Вашему вниманию расскажу немного о себе - где родился, где учился, работал, как формировался мой образ мыслей, какие исторические события в стране и мире повлияли на меня.
младенчество
Родился я на территории современной Грузии в 1964 году, как понимаете в то время никто не придавал особого значения кто и где родился, кто и какой национальности - все мы были гражданами Великой страны - Советского Союза. 19 лет как кончилась Великая Отечественная война, 7 лет как умер “вождь народов” товарищ Сталин, 3 года как герой Гагарин совершил свой знаменитый полет в космос, именно в 1964 году в результате подковёрных манипуляций был снят с должности Генеральный секретарь ЦК КПСС Хрущёв, по всей стране идёт активное восстановление разрушенного войной хозяйства.
В 1967 году семья переехала в подмосковье, Щёлковский район, хотя слово семья громко сказано, отца не видел, мать почти постоянно в больнице. В итоге в 1972 году я оказался в Волоколамском детском доме, который располагался на территории недействующего на тот момент Иосифо-Волоколамского монастыря (ныне действующий Иосифо-Волоцкий монастырь).
волоколамский детский дом
Детский дом это официальное определение, по факту же это была скорее коммуна деятельность которой направлялась администрацией. У нас имелось стадо в 10 коров, поросята - от 6 до 10 штук, свои сельхозугодья - 4 поля для посадки различных культур - мы сажали, пропалывали, поливали, собирали картофель, морковь, капусту, огурцы, свеклу. На зиму солили большие ёмкости капусты, огурцов. Ещё летом мы заготавливали сено - процесс заключался в том, что совхоз “Теряевский” своими тракторами “Беларусь” косил нам траву, а мы уже ворошили сено, собирали в валки, затем собирали копны, а уже из копнушек собирали стога сена. Таких стогов мы собирали по количеству коров, плюс умудрялись заготавливать сверх необходимого, а реализовывались излишки совхозу. Ещё у нас имелись 3 больших фруктовых сада и мы собирали большое количество яблок, вишня съедалась ещё на дереве.
Все работы по санитарному состоянию территории, помещений также проводились воспитанниками, т.е. у нас был график дежурства и мы по очереди мыли свои спальни, коридоры, лестницы, туалеты, столовые, кухни и т.д. Для работ со скотиной так же были свои дежурства.
Когда было принято решение об определении меня и моего старшего брата в детский дом нас перевезли в детский приёмник-распределитель Даниловский вал. Впечатление от этого приёмника-распределителя было непередаваемо - закрытая территория (со всех сторон высокие стены), по периметру вышки, на вышках солдаты внутренних войск с карабинами, по территории военные патрули. Весь контингент разбит на отряды, на ночь все двери закрываются на замки, между коридорами находятся тамбуры огороженные стальными решётками, в тамбурах дежурят солдаты (без оружия). После отбоя в спальнях полный беспредел - шантропа сбивается в стайки и начинают издеваться над теми кто не примкнул по какой то причине к стае, либо кого в стаю не принимают. Особенно доставалось тем, кто мочился в кровать - они должны были стоять с двумя подушками всю ночь посреди спальни, а если руки опускались, то бедолагу били. Обучение тоже своеобразное. Поскольку в отряды попадали дети разновозрастные, то так называемые педагоги, воспитатели (судя по их поведению было видно, что это либо бывшие надзиратели из тюрем, либо бывшие осужденные) просто раздавали учебники детям без привязки к возрасту, классу обучения, предметам и раздавали по листку бумаги с ручкой. Задача была переписать какой-нибудь текст. Естественно никто ничего не проверял и по окончании уроков надо было сдать исписанный листок, ручку и бумагу “преподавателю”. Конечно как и в каждой “банде” в этих условиях надо было сразу показать себя - немедленно давать сдачи независимо от роста и возраста обидчика. Какое было питание не помню.
Через 2 недели я и мой брат были перевезены в детский дом. На тот момент директором детского дома был некий Иван Никитович - человек понимающий детей, поддерживающий быт воспитанников в неплохом состоянии, лично контролирующий все работы, приготовление пищи, утренний подъём и вечерний отход ко сну. Для поддержания дисциплины и порядка он применял на мой взгляд неплохую практику, а именно - он чётко понимал, что если человек не желает учиться, то и не стоит особо его заставлять. Но эта практика применялась только после окончания воспитанником 8 класса. Т.е. до этого возраста на воспитанника оказывалось различное воздействие (об этом чуть позже), а если до 15 лет ребёнок не исправим, то такого воспитанника определяли в ПТУ при различных предприятиях для получения рабочей специальности. Получалась двойное грамотное управленческое решение. А именно - в 9 и 10 классах оставались только “отличники и хорошисты” и они уже формировали стиль поведения и обучения для всего детского дома, а те кто не планировал для себя обучения в техникуме или институте получали профессию и твёрдое трудоустройство, т.е. даже в случае нежелания учиться воспитанники не бросались на произвол судьбы.
Хотелось бы ещё рассказать об общей организации жизнедеятельности детского дома, а именно - разделение на группы, работа воспитателей, организация дежурств и самообслуживании. Всего воспитанников детского дома было порядка 150 человек, все разбиты на 4 группы: младшая - 1 и 2 классы, средняя младшая - 3 и 4 классы, средняя старшая - 5, 6, 7 классы, и старшая группа 8, 9, 10 классы. Младшая группа жила в отдельном корпусе вне стен монастыря (ныне это здание используется в качестве гостиницы для паломников) на втором этаже. На первом этаже размещались кухня, посудомоечная, склад продуктов на 2-3 дня, две столовые, а также туалеты и умывальники для воспитанников младшей группы, а также медпункт. Младшая-средняя размещалась в корпусе сразу справа от входа (ворот монастыря) - на втором этаже спальни мальчиков и девочек (раздельно), группа самоподготовки, на первом этаже швейная мастерская (имелось порядка 10 швейных машинок, швея для ремонта белья, а все девочки, желающие приобщиться могли заниматься кройкой и шитьём), склад чистого белья. Старшая и средняя старшая группы размещались в отдельном корпусе на территории монастыря. На втором этаже размещались спальни мальчиков и девочек, на первом этаже группы самоподготовки, вожатская, кабинеты директора, завуча, фотолаборатория, санузлы.
В каждом корпусе имелось по телевизору - в 21 00 обязательный просмотр программы “Время”, в рабочие дни телевизоры не включались (кроме программы “Время”), а в выходные и праздничные дни просмотр телевизора начинался где-то в 17 00.
Хотел бы особо остановиться на повседневном распорядке и на питании воспитанников. Подъём в рабочие дни происходил в 06 00, затем зарядка, гигиена, заправка кроватей, уборка дежурными спальных комнат. в 07 00 завтрак первой смены, в 07 20 завтрак у второй смены (приём пищи в две смены). в 07 45 все убывали в школу, которая так же находилась на территории монастыря. Школа называлась “Детгородская средняя школа”, обучались там с 4 по 10 классы, а классы с 1 по 3 учились в центре села Теряево - там была начальная школа. Соответственно классы с 1 по 3 строились парами в 07 15 и отправлялись в младшую школу - где то 1,5-2 км. В выходные и праздничные дни подъём был в 07 00, соответственно завтрак смещался, а обед и ужин в обычное время. В школе (всей общеобразовательной) училось порядка 300 учеников, соответственно 150 учеников были, так называемые, “приходящие” - из окрестных сёл и деревень. Было 2 параллельных класса - класс “А” - детдомовские, класс “Б” - приходящие.
Понятно, что при такой структуре в старших классах происходили частые конфликты между детдомовскими и приходящими. Чаще, понятное дело, доставалось приходящим так как мы были более сплочённые, ну и как бы считали территорию монастыря своей.
После уроков, где то в 14 00, был обед, а после 2го урока была большая перемена и дети полдникали - приходящие в столовой школы, детдомовцы бежали в свою столовую, у нас на полдник, как правило, булочки или пирожки своего приготовления и чай или какао на молоке. После обеда было свободное время и мы бегали, в зависимости от времени года, по садам, по территории монастыря, по крышам, играли в казаков-разбойников, лапту, салочки, салочки теннисным мячом, баскетбол, волейбол, шашки, шахматы, теннис, вышибалу и даже в бильярд с шарами из слоновой кости. В 17 00 все собирались в комнатах самоподготовки и делали домашнее задание. После программы “Время” все кто уроки сделал могли укладываться спать, но так же не возбранялось читать до 23 00 и даже до 24 00.
Ещё хотел бы рассказать о дежурстве - в столовой, на скотном дворе, кухне, прачечной. Начиная с 4го класса все воспитанники были разделены на 6 бригад - порядка 5-6 человек мальчиков и 5-6 человек девочки. И у мальчиков и у девочек были свои бригадиры из числа учеников 9 и 10 классов. Если первая бригада дежурила по столовой, то значит четвёртая бригада дежурила на скотном дворе. Подъём у дежурных был в 05 00, Дежурные по столовой должны были сразу включить эл.плиту для приготовления чая (чай готовили в 40-литровой ёмкости - лагуне, и помимо заварки добавлялся поджаренный сахар - для получения более чайного цвета и придания чаю карамельного привкуса), где то в 06 00 приходил повар и готовил молочную кашу. Также дежурные по столовой нарезали хлеб на всех, накрывали столы, разносили порции каши, раскладывали масло по кускам хлеба. За каждым столом сидели по 4 человека, а посуду на мойку уносили самостоятельно. После первой смены сразу столы все протирались и накрывались на вторую смену, мальчики работали в столовых, девочки на кухне и посудомойке (имелась посудомоечная машина). При поломке посудомоечной машины посуда мылась вручную с применением хлорки, горчицы и муки для обезжиривания. Вся посуда тщательно протиралась полотенцами, которые в свою очередь стирались каждый вечер девочками. Когда все поели мальчики поднимали стулья на столы, подметали полы, а девочки мыли полы. После завтрака 1 человек (девочка) оставался на кухне для помощи повару (в школе все учителя были в курсе и прогулы не ставились, но безусловно могли проверить и при случае спросить у воспитателя группы). Освободившись остальные бежали в школу, конечно опаздывали, но на дежурных не ругались. Дежурные на скотных дворах после 05 00 бежали кормить свиней и коров, а также убрать навоз из стойла коров и клеток свиней (коровник и свинарник размещались на расстоянии где-то километра друг от друга), а дежурные девочки доили коров. Свиньям давали пищевые отходы, запаренный комбикорм, варёную картошку. Коровам давали также комбикорм, сено, где поилки не работали разносили воду. Летом коров пасли на пастбищах, если пастуха не удавалось найти либо он запил, то пастухом был один из старшеклассников. В обед и ужин та же история, дежурные отпрашивались с уроков, либо уходили с самоподготовки.
Как и в каждом большом хозяйстве были сезонные работы - летом заготавливали сено, пололи, поливали огороды, по осени собирали урожай и всё свозилось на хранение, места хранения размещались в помещениях монастыря - картошка в одной из башен, яблоки, капуста, квашенная капуста, морковь, свекла в нижних помещениях одного из зданий монастыря. Для различных работ имелась лошадь (в моё время по кличке “Майка”), имелся грузовик ГАЗ-51, также имелся автобус Курганского завода. Зимой заготавливали дрова - процесс был следующий - имелся дровяной склад, туда привозились чурбаки длиной 1,5-2 метра, а иногда и длиннее, наша задача была распилить по полметра (работали двуручными пилами с использованием “козлов”), затем (обычно старшеклассники) кололи дрова, после этого всё относилось на склад и складывалось в поленницы. Старшие на подобные работы назначались из старшеклассников, на каждого определялась норма по распилу и переносу дров, на листке вёлся учёт. Такие работы проводились с послеобеда и до самоподготовки, если кто-то отлынивал, то с такими после отбоя разбирались старшеклассники и он должен был отработать своё на следующий день. Также зимой, при особо сильных морозах, помогали кочегарам в переносе угля в кочегарку, поскольку уголь находился под открытым небом в кучах у котельной, то он смерзался и наша задача была разбить ломом уголь и корзинами перенести в кочегарку, работали невзирая на возраст, правда с разными нормами, также назначался старший и вёлся учёт.
Иосифо-Волоцкий монастырь находится в очень красивом месте, непосредственно вокруг него имеются три больших озера (по слухам это рукотворные пруды, бывшие карьеры по добыче глины для производства кирпича на строительство монастыря), а на берегу одного из озёр имелся стадион, с беговыми дорожками, турниками, лавочками.
Так вот, каждое лето на территории детского дома объявлялось открытие пионерского лагеря, всем выдавались шорты, рубашки, была трибуна с флагштоком. Для придания стадиону более привлекательного вида весной шла подготовка стадиона - от травы очищалась беговая дорожка, забор и конструкции стадиона красились и всё разумеется силами воспитанников. Ежедневно всем нарезался небольшой участок 1-2 м.кв., в зависимости от количества проросшей травы и надо было свой участок очистить от травы, работали в основном мальчики. Затем шлак оставшийся от сгорания угля просеивался и мы носилками разносили этот шлак по беговой дорожке, по спортивным площадкам, всё равнялось граблями и приобретало привлекательный вид. В начале лета осуществлялось открытие пионерского лагеря, все нарядные в шортах, пилотках, в пионерских галстуках, с комсомольскими значками выстраивались, осуществлялся доклад пинер-вожатому (назначался из старшеклассников), делался и принимался доклад, после чего торжественно поднимался флаг под барабанную дробь (несколько лет барабанщиком был я). Соответственно всё лето утром торжественно поднимали флаг, торжественно под барабанную игру проходили по стадиону, а каждый вечер точно так же флаг опускали и так до закрытия пионерского лагеря в конце лета.
Немного слов о питании и о медицинском обеспечении. Помимо того, что государство выделяло определенную норму на каждого воспитанника администрация имела возможность увеличить и улучшить наш рацион за счёт подсобного хозяйства, соответственно воспитанники по окончании школы были физически развиты и без особых проблем со здоровьем, практически никто не ходил в очках - за всё время своего пребывания там (8 лет) в очках видел только 3х человек. Ежегодно летом к нам приезжала бригада медиков из Московской больницы №9, человек 10 (привозили и отвозили их на нашем автобусе) со всем необходимым оборудованием, всех в течении дня осматривали и если была необходимость в лечении кого-нибудь из детей, то через какое-то время всех нуждающихся в лечении отвозили в эту 9ю больницу. По памяти скажу, что основная проблема у мальчиков была - искривление перегородки в носу и различные проблемы с верхними дыхательными путями - гайморит, тонзиллит…, у девочек, как правило мало кого отвозили на лечение. Меня тоже лечили в 9й больнице - удаляли аденоиды, лечили отит.
Где-то с февраля нам давали витамины и рыбий жир, каждое утро в столовую перед приёмом пищи приходила медсестра и каждому давала аскорбинки, гематоген, гексавит, и по ложке рыбьего жира. Последний достаточно неприятный, но деваться некуда, все пили.
Ранее я уже писал, что на момент моего помещения в детский дом, директором был Иван Никитович, когда я был в седьмом классе он ушёл на пенсию, получил квартиру в Волоколамске и освободил служебное жильё. Директором стал учитель химии - Александр Алексеевич. Человек хороший, добросовестный, но не организатор. Он прекратил практику отправки двоечников и троечников после 8го класса в ПТУ, видимо, исходя из логики, что все имеют право получить среднее образование в привычных условиях. И даже наоборот начал приём детей из детских колоний. Следствием этого стало резкое ухудшение дисциплины среди воспитанников, старшеклассники начали курить, в классах произошло резкое деление на физически сильных и физически слабых, отличников и хорошистов начали третировать и притеснять, начались частые прогулы, драки с приходящими и внутри отдельных классов участились. В этих условиях поддержание подсобного хозяйства стало практически невозможно - старшеклассники тупо стали заставлять работать больше младших, сильные заставлять работать более слабых безо всяких учётов и “нормативов”.
Через год его сняли и назначили какого-то завуча из Калининской (ныне Тверской) области. Ни имени ни фамилии я не запомнил, он продолжил комплектование детского дома асоциальным контингентом, детей явно боялся, держал всегда под рукой своего сына (типа каратиста, тот почти всегда ходил в кимоно), то ли студента, то ли выпускника какого-то ВУЗа радиоэлектроники. Постепенно всех животных съели, маленьких поросят продавали под видом умерших, коров сдали на мясокомбинат, и вообще у меня сложилось впечатление, что детей он принимал за взятки, также ходили слухи, что этот директор выписал 20 000 штук кирпича на ремонт хозяйственных построек, а кирпич использовал для строительства своего дома. Полагаю следствием такого управления было катастрофическое снижение санитарных норм и правил, и как следствие среди воспитанников случились эпидемии желтухи, дизентерии, и частое появление вшей. Соответственно воспитанники закрывались на карантин, приезжала санэпидемстанция, дети не попавшие в больницу выносили все бельё, матрасы, подушки, одеяла - всё это в специальной камере обрабатывалось, помещения обрабатывались, а затем воспитанники всё вымывали, поскольку запах после санобработки был невыносимый.
Видя такую разруху и пытаясь что-то поправить всех воспитанников 9х и 10х классов было решено вывезти, кого-то в ПТУ, кого-то по другим детским домам, а я и ещё четыре человека попали в Спасс-Заулковскую школу-интернат.
спас-заулковская школа-интернат
По моим наблюдениям администрация интерната была совершенно безразлична к своей работе, хотя директором была заслуженный учитель. Одним из элементов такого равнодушия являлось, то, что никому из выпускников не объяснялись его права, никому не предлагалось выбрать и поступать в ВУЗ. Для полной картины ещё расскажу как я последний 10й класс обучался в Спасс-Заулковском школе-интернате. Там не было никаких приходящих, детей тоже было порядка 150 человек. Здание интерната было специально построенным и представляло из себя 2 корпуса (спальный и учебный) соединенных переходом. Отношение к детям там было индифферентное, задача администрации состояла только в том, чтобы дети были накормлены, одеты и имели возможность обучаться. Ни к каким работам дети вообще не привлекались, спортзал работал только для уроков физкультуры, без секций и для проведения каких-то общешкольных мероприятий, например новогодний вечер. На кухне всё делали наёмные работники, все уборки производились уборщицами, на субботу и воскресенье можно было покинуть интернат (для проезда выдавали справку о сиротстве и контролёры в транспорте прочитав её с печалью возвращали и претензий не имели).
Я так подробно описал жизнь в детском доме, чтобы читатель мог сделать вывод о том как заботилось государство о детях-сиротах при Советах. Т.е. всё зависело от таланта руководителя и его желания работать и сочувствовать детям.
Затем, в 17 лет, я поступил работать на Клинский завод “Стройдеталь”. Работать мне нравилось, дали место в общежитии. Потом срочная служба - Черноморский флот, плавсостав, 3 года. Затем гражданка, возвращение на завод, затем женитьба, переезд в Крым, и в 1987 году поступление на службу по контракту - опять в плавсостав Черноморского флота.
Прослужил я по контракту 26 лет, заработал квартиру, пенсию, имею 2х детей. Устроился на работу в ЖКХ, прошел путь от слесаря “КИП и А” до инженера участка. Работа тоже нравилась, но всё же уволился и вот теперь обучаюсь по программе Игоря Колпакова на бесплатном тренинге “Одна семья”.
Вот вкратце и всё, если будут вопросы, задавайте в комментариях - постараюсь ответить всем. Если мою заметку прочитают бывшие воспитанники Волоколамского детского дома или Спас-Заулковской школы интернат буду рад услышать их взгляд на жизнь в этих учебных заведениях, возможно я не так всё воспринял как было на самом деле. С уважением Валерий.
PS: поскольку “все мы из детства” то я буду не раз возвращаться к теме детского дома и дополнять её своими не описанными в данной статье впечатлениями и различными случаями.
Оставить комментарий